БОГАТЫЙ БЕЗДЕЛЬНИК 21 Январь 2015, 15:17:58
•
вставить картинку
О моих стихах
Богатый Бездельник При Своих
ОНИ НЕ ПЕРЕДАЮТ НИ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, НИ НАСТРОЕНИЕ АВТОРА.
ОНИ ЕСТЬ ПРОСТО ОПИСАНИЯ КАРТИН, ОТКРЫТЫХ АВТОРУ - ТО ЕСТЬ ОНИ ЕСТЬ "ИСКУССТВО РАДИ ИСКУССТВА".
И ДРУГОГО ИСКУССТВА, - ПО-МОЕМУ МНЕНИЮ, - НЕ СУЩЕСТВУЕТ, ОСТАЛЬНОЕ - "БЫТ".
ИЛИ, ЕСЛИ ГОВОРИТЬ МЯГЧЕ, ТО, - "ЧЕМ МЕНЬШЕ В ПРОИЗВЕДЕНИИ АВТОРА - ТЕМ БОЛЬШЕ В НЁМ "ПРАВДЫ ЖИЗНИ".
В СВОЁ ВРЕМЯ ГУРДЖИЕВ ГОВОРИЛ ПРИМЕРНО ТО ЖЕ, ЧТО И Я, НО МЕСТАМИ - ОН ОШИБАЛСЯ (Есть фигуры божеств и мифологических существ, которые можно читать как книги, но только не умом, а эмоциями - при условии, что они достаточно развиты)...
ПОСКОЛЬКУ ОН БЫЛ "МИСТИКОМ" (ТО ЕСТЬ, НЕ УМЕЛ ДУМАТЬ), И НЕ БЫЛ ХУДОЖНИКОМ, И ПОТОМУ НЕ ИМЕЛ СВОЕГО ОПЫТА РАБОТЫ В СФЕРЕ ИСКУССТВА.
Петр Успенский
В поисках чудесного
Глава 1 Править
"Я не называю искусством все то, что вы так называете; это всего-навсего механическое воспроизведение, подражание природе или другим людям, или фантазирование, оригинальничанье. Подлинное искусство - нечто совсем другое. Среди произведений искусства, особенно древнего, вы встречаетесь со многими вещами, которые невозможно объяснить, в которых содержится что-то такое, чего лишены современные произведения искусства. Но поскольку вы не понимаете, в чем именно заключается разница, вы вскоре забываете о ней и продолжаете принимать все искусство за один и тот же вид. Тем не менее, между вашим искусством и тем, о котором я говорю, существует огромная разница. В вашем искусстве все субъективно: и восприятие художником тех или иных ощущений, и формы, в которых он пытается выразить свои ощущения, и восприятие этих форм другими людьми. В одном и том же явлении один художник может ощутить одно, а другой художник - нечто совершенно противоположное. Один и тот же закат может вызвать в одном художнике радость, в другом - печаль. Два художника могут стремиться выразить одинаковые восприятия совершенно разными методами, в разных формах, или совершенно разные восприятия в одних и тех же формах - в соответствии с теми или иными традициями обучения или наперекор им. И зрители, слушатели или читатели воспримут не то, что хотел передать им художник, не то, что он чувствовал, а то, что в них вызывают ассоциации, связанные с формами, в которые он облекает свои ощущения. Все субъективно, все случайно; иными словами, все основано на случайных ассоциациях - и впечатления художника, и его "творчество" (это слово Гурджиев произнес с ударением), и восприятие зрителей, слушателей или читателей.
В подлинном искусстве нет ничего случайного. Это математика. В нем все можно вычислить, все можно знать заранее. Художник знает и понимает, что ему нужно передать, и его работа не может произвести на одного человека одно впечатление, а на другого - другое, при условии, конечно, что оба они - люди одного уровня. Она с математической точностью производит одно и то же впечатление.
Одно и то же произведение искусства вызовет, однако, разные впечатления у людей разных уровней, и люди низшего уровня никогда не получат от него того, что получают люди высших уровней. Это - истинное, объективное искусство. Вообразите какой-нибудь научный труд, книгу по астрономии или химии. Невозможно, чтобы один человек понимал ее так, а другой - иначе. Каждый человек, достаточно подготовленный и способный прочесть ее, поймет, что имеет в виду автор, - и поймет именно так, как это выражено автором. Объективное произведение искусства подобно такой книге, но оно действует и на эмоциональную сторону человека, а не только на интеллект."
- А существуют ли в наше время такие произведения объективного искусства? - спросил я.
- Конечно, существуют, - ответил Гурджиев. - Таким произведением искусства является большой египетский сфинкс, равно как и некоторые известные нам творения архитектуры, некоторые статуи богов и многое другое. Есть фигуры божеств и мифологических существ, которые можно читать как книги, но только не умом, а эмоциями - при условии, что они достаточно развиты. Во время наших путешествий по Центральной Азии, в пустыне у подножья Гиндукуша, мы нашли странную фигуру, которую приняли за какого-то древнего бога или демона. Сперва она произвела на нас просто курьезное впечатление. Однако через несколько дней мы почувствовали, что фигура содержит в себе многое, какую-то большую, полную и сложную систему космологии. И медленно, шаг за шагом, начали расшифровывать эту систему. Она была скрыта во всем - в туловище фигуры, в ее руках, ногах, в голове, глазах, ушах - во всем. В статуе не было ничего случайного, ничего бессмысленного. И постепенно мы поняли цель тех людей, которые ее воздвигли. Мы начали ощущать их мысли и чувства; некоторые из нас, казалось, видели их лица, слышали их голоса. Во всех явлениях мы схватывали смысл того, что они хотели передать через тысячелетия, и не только смысл, но и все, что связывалось с чувствами и эмоциями. Это было подлинное искусство!"
НА ФОТОГРАФИИ, ПРЕДВАРЯЮЩЕЙ ТЕКСТ:
Кафедральный собор в городе Амьен, Франция, во время Второй Мировой.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ:
ДЕЛАЙ, ЧТО ДОЛЖНО, СЕЙЧАС, И НЕ ДУМАЙ О ТОМ, ЧТО БУДЕТ ПОТОМ
МЫ УКРЕПИЛИ ЦЕРКОВЬ - ВОПРЕКИ
ТЕЧЕНИЮ БЕЗУДЕРЖНОЙ РЕКИ.
НЕ В ЗНАК БОРЬБЫ, А МЕРАМИ ДОБРА.
МЫ ТОЛЬКО В ЭТОМ ДЕЛЕ - МАСТЕРА.